|
|
Где купить жд модели - локомотивы, вагоны, здания - размера 1/87, здания - в Калининграде или рядом?
|
1. Магазин ЛАЛ-Авто на Портовой. Только ПИКО, здания, машинки, краски. Только НО. Близко и удобно. Было. Закрылся магазин в 2018.
2. Магазин Modelmania в Гданьске. Много строений, цена - процентов на 30 меньше, чем в Калининграде. Выбор - значительно лучше. Ориентир - Центральный вокзал Гданьска, просто идите в сторону Сопота по аллее Грюнвальдской, с левой стороны увидите. Можно проехать одну станцию на электричке, до "Вржещчь". На картах гугла и яндекса обозначен неверно. У прохожих спрашивайте: "Янтарка". Это торговый центр. А магазин - на втором этаже.
3.Магазин "Семафор" на улице Марата в СПб. ПИКО, РОКО, ... . Все ходовые типоразмеры: H0, N, TT. Можно сделать заказ на нечто экзотическое - обычно привозят через месяц. Ориентиры: ТЮЗ, Витебский вокзал,
НПО "Рубин", 2 этаж ТЦ "Планета Нептун". Можно просто от Адмиралтейства прогуляться по Гороховой. |
|
У фирмы PIKO следует брать вагоны в коробках с маркировкой Expert, это хорошее качество за разумную цену. Фото на заставке - это как раз мой ЧМЭ3 PIKO Expert.
А вот Hobby - качество исполнения часто слабовато, со временем начнёт раздражать (смотри фото моих цистерн). Classic - это дорогие модели с высокой степенью деталировки.
У фирмы ROCO нет разбиения по уровню детализации, качество исполнения - не ниже уровня PIKO EXPERT.
Хотя бывает по-разному. Мне нравятся обе эти фирмы. |
Аналог или цифра?
AC/DC?
|
Стартовый набор цифровой стоит чуть дороже - ибо система управления сложнее. Вагонам, зданиям, рельсам - это вообще совсем безразлично. Локомотив одной модели - цифровой или аналоговый - часто стоит одинаково. Зато переделать аналоговый локомотив в цифровой - уже обойдётся в 100-150 баксов.
А по сути: когда подаёшь питание на рельсы аналогового набора - все локомотивы сразу начинают ехать в одну сторону с одинаковой скоростью; пропорционально изменению напряжения на рельсах меняется их скорость и яркость освещения всех элементов макета. В цифровом же исполнении - каждый локомотив управляется
персонально, издалека, с инфракрасного пульта, или с компьютера; яркость освещения макета неизменна (если запитывается из одного источника, и не имеет отдельной системы управления). |
Конверсия подвижного
состава:
|
Собственно, конверсией стоит заниматься только в случае покупки дешёвых моделек (как в случае с моими цистернами) - для придания им более приличного вида - а ещё меня раздражала реклама нефтяных магнатов на моих вагонах, купленных за
полную цену. Конверсия закончится изготовлением декалей и нанесением их на цистерны - то есть, надписи будут на русском - тем самым изменится и назначение, и локализация состава. Пожалуй, впредь такого не будет - это первая и последняя
моя конверсия вагонов - ибо дошло до меня, что лучше заплатить чуть больше, и сразу получить хорошее качество. Хотя... свет в бригадник, зачернить крыши крытых вагонов, испачкать внутренности открытых платформ... Но это скорее -
лёгкое состаривание и придание жизненности, а не переделка.
Конверсия - это когда вы покупаете немецкий BR130 Ludmila, а вагончики у вас русские - смываете немецкую маркировку, и наносите русскую (советскую или российскую) - и вот на вашей дороге уже не
немец, а православный ТЭ109. Технически и чисто внешне - разницы никакой.
Немецкие BR120 «Taigatrommel» и BR130 «Ludmilla» — это на самом деле советские М62 и ТЭ109, локализованные для ReichsBahn.
Конверсия - это когда у меня в одном составе немецкий красный BR218, и австрийский красный кран на платформе. Ну не хочу я ставить жёлтый немецкий однотипный. По идее, я должен заморочиться приведением маркировки в однотипную - либо BR либо ÖBB. Так вот, моя легенда: немецкая жд взяла в аренду
австрийский кран. Точка. И пусть стоят рядом - меня не раздражает. Если не брать в руки лупу - то и не увидеть несоответствие.
И, конечно, конверсия необходима в случае явной игрушечности покупки - это относится к зданиям и сооружениям (как с моим депо) - нанесения на стены копоти, ржавчины, царапин; разделение строений на помещения и освещение их.
А ещё - когда на макете одна лампа освещает в здании все окна на всех этажах - выглядит это реально убого. Для разделения зданий на этажи и помещения использую старые банковские карты. Ну а в депо просто установил 6 потолочных светильников. На фото внизу будет видно. |
|
|
Конверсия зданий:
|
|
|
Scratch building / Постройка из отходов
|
Считается разновидностью конверсии - когда из одного делают другое. Это нищебродство, возведённое в степень искусства: модель строится не из купленных деталей, а из совсем неподходящего материала: глины, бумаги. дерева. Или покупается
игрушечный вагончик за 100 рублей, и допиливается напильником под размер макета. А ещё в него впихивается электромоторчик из сломанного привода компакт-дисков - и это чудо начинает реально кататься по макету. Паяльником и пластилином доводится до почти
узнаваемого вида. Кисточкой красится в цвета местного депо. Фломастером пишется название станции, ну или наклеиваются буквы, вырезанные из газеты.
Оправданно в трёх ситуациях: 1) когда этим занимается мастер (несостоявшийся ювелир или зубной техник) - но такие ребята не развлекаются, а делают модели на продажу, часто - по заказу. так что это - уже ну совсем не хобби; 2) когда у тебя куча времени,
и совсем нет ни денег, ни инструмента - например, если ты сидишь в одиночке, причем надолго - и надо себя чем-то занять; 3) когда тебе нужно что-то, чего нет в продаже - но оно существует в твоей памяти (или в фантазии).
Каюсь, грешен. У меня в багаже: цистерна из пузырька для лекарств; действующий локомотив из дешёвой китайской стендовой игрушки; платформа с неведомой WunderWaffe, сделанной из короба для витой пары и сигнальной ракеты. Не
собирался в тот момент даже рубль потратить, а хотелось занять чем-то время, мысли, и руки. Да, помогло. Возможно, даже повторю, и сфотаю "для здесь". Как раз освободился флакон от пластинок глюкометра. |
|
|
Человек просто разломал две типовые модели ПИКО, взял чертёж, кучу пластмассы и спичек (вся надстройка под BremseHaus реально сделана из древесины), и сваял нечто непроизводимое ПИКО. Хотя мог бы купить готовую модель другого производителя: FLEISCHMANN H0 590111, например. Вот захотелось ему.
|
|
Стендовый моделизм |
Достойно уважения, когда это увлечение не смешивают с покатушками. Смысл в том, что изготавливается своими ручками (или покупается за бешеные бабки) модель, точно воспроизводящая конкретную технику. Не тип, а конкретный прототип, существующий
в жизни. Со всеми регистрационными отметинами, модификациями, и механическими повреждениями. Иногда вместе со средой обитания (диорама). Ставится под стеклянный колпак для любования и хвастовства. Ну, без иронии - тут реально есть чем похвалиться.
Не только транспорт или иная техника - это может быть точная копия подворья Вашей бабушки в деревне - со всеми тропинками, грядками, мусорками, котами и собаками. Требует такого искусства в исполнении - что тоже является работой, после первого же
чуть приличного макета появятся заказчики - не только коллекционеры, но и дизайнеры интерьера. В ином случае - не стоит упоминания.
|
Образец: исторический макет "Петровская акватория". А вот макет "Гранд-Россия" - никакого отношения к стендам не имеет, ибо достоверность конкретных станций и мест там сведена к нулю (о чём честно предупреждают таблички по периметру макета), и цель
макета совсем другая - организация работы подвижного состава железной дороги, всё остальное - второстепенно, хотя некоторые участки выполнены на высоком художественном уровне. Лично мне сильно понравился лес с мухоморами, грядка с капустой, крушение паровоза, и промзона с ЧМЭ3ами.
|
Мой подвижной состав, и его прототипы (в порядке приобретения): |
У каждого вида транспорта есть звёздный час, период максимального развития: у парусников это - чайные клипера, конец 19 века; у подводных лодок - 70-80 годы прошлого века, у винтовых самолётов, как и у поездов, по моему мнению: IV эпоха, 1950-1980.
После - никаких принципиально новых инженерных решений, только укрупнение и коммерциализация. К тому же на макете лучше смотрится десяток маленьких вагончиков, нежели два огромных. Но это я для себя так решил, а Вы - как хотите. Хобби должно приносить удовольствие. А точного соответствия стандартам - на работе добивайтесь.
Для меня самая интересная часть игры "в вагончики" - установление соответствия реальному прототипу, и выяснение его истории.
|
|
Пассажирский вагон DonnerBusche Ci-28 постройки 1928-29 годов. Было много похожих, но именно эта серия, с открытой площадкой - стала самой массовой - построено 1744 единиц. В период моего макета не вписывается вообще никак - но
у меня именно с этого вагона всё началось в 1976 году. И да, он цел, жив, и выглядит как новый. Эту модель производства ПИКО часто называют "семиоконник".
Вообще-то у меня изначально было два таких вагона, но в 1977 году я научился пользоваться паяльником - и модифицировал один вагон, чтобы внутри свет горел.
От встроенной лампочки поплавилась крыша, поэтому я стал его использовать как мишень для воздушки - цеплял последним к составу, и пытался сбить его с пути. На ходу, естественно.
|
|
Offene Güterwagen für 15 t Ladegewicht, Gattungszeichen O:
Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью до 15 тонн, класс O:
|
Halle, начало серии - в 1911 году. [O 10, O 29]
Такая же серия пошла в 1913 году с железными бортами - они уже назывались Nürnberg, [O 11, O 31].
В 1928 году пустили вторую серию Halle. [O 20, O 29]. То есть, в DR маркировка разных серий - одинакова, потому я и сфотал два вагона разных зон: на DB видим О(ткрытый/ffene)10 - значит, всё же серия 1911 года. Или ошибка маркировки, ибо Halle серии 1911 года - ну никак не может быть с литыми колёсами..
Иногда путают с платформой Linz, грузоподъёмностью более 20 тонн серии 1939 года, чуть длиннее. У меня пока нет. Хочу.
|
|
Offene Güterwagen für 20 t Ladegewicht, Gattungszeichen Om:
Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью до 20 тонн, класс Om:
|
|
В 1977 году подарили мне три таких вагона производства PIKO. Живы. Докупаю потихоньку - производства Roco.
Тип - Om 21 Kënigsberg. Послевоенная маркировка - Omu. Также: Om 21 Om 41.Очень похожи на них, и потому часто путаются моделистами - Klagenfurt, Lüdwigshafen, Breslau, Essen - все 20-тонники.
В серию пошёл в 1927 году. Самый массовый грузовой вагон всех времён и стран - таких построено более 100 000.
Модернизированные в 1950-х годах заменой деревянной обшивки на стальные листы - называются Duisburg(?проверяю?), и трудятся до сих пор. Да, лично видел, и даже сфотал - есть ниже.
Kënigsberg - это столица Пруссии, которую мы отжали у Германии, и поделили с Польшей и Литвой. Да, Калининград. Приезжайте в гости.
|
|
Breslau/Essen.
|
|
Ludwigshafen.
|
Offene Güterwagen für mehr als 20 t Ladegewicht, Gattungs-zeichen Omm:
Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью более 20 тонн, класс Omm:
|
|
Ommu
Klagenfurt. 26,5 тонн. Kriegsbauart: военная постройка, в серию пошёл в 1942. Также: Omm 34 Omm 44
Klagenfurt am Wörthersee — город на юге Австрии, административный центр федеральной земли Каринтия. 97 827 человек.
|
|
Viehverschlagwagen
- крытый двухуровневый вагон для перевозки скота V Hamburg. В нашей стране получил узнаваемость при доставке немецких военнопленных.
Hamburg - портовый город на севере Германии, второй по величине после Берлина (1 800 000 человек).
|
|
Niederbordwagen
или RungenWagen, тип R Stuttgart
Было несколько серий, ориентируемся по маркировке:
R [R(o) 10 R 61, Ro 63] - 15 тонн, в серию пошёл в 1913 году.
R(r) [R(r) 20 R(r) 61] - 15 тонн, 1926 год.
R(r) [R(r) 30 R(r) 61] - 15 тонн, 1934 год. Переварен.
Rs, ab 1943: Rm(r)s [Rm(r)s 31 Rm(r)s 61]- 15 тонн, после 1943 - 20 тонн, в серию пошёл в1938.
Rmms [Rmms 33, Rmms 62] - 24,5 тонны, Kriegsbauart, 1942 год. Назывался уже не Stuttgart, а Ulm
|
|
30 m3 Leichtbau Kesselwagen – Einheitsbauart "Uerdingen" . Специально
разработанный для экономии материалов во время войны проект бензиновой цистерны облегчённой конструкции объёмом 30 кубометров. Строились 1941-1943, активно служили до конца 1970-х.
Интересное фото оригинала: у вагона есть тормозная будка bremse-haus, хотя для поездов в 1940х годах уже использовался воздушный тормоз; маркировка вагона русская (60 км/час); а сзади явно немецкий дом с покосившейся крышей (Калининградская область?); и фотография очевидно сделана недавно на цифровую мыльницу.
|
|
Klappdeckelwagen K25 Wuppertal - для перевозки сыпучих материалов, чувствительных к сырости (цемент, гипс, известь, калийная соль и зерно). Работали в ГДР до 1986 года по назначению, а после - как вокзальные помойки для металлических отходов
у мастерских и депо. Более древние варианты - Elberfeld.
Назван по имени города в земле Северный Рейн-Вестфалия (к югу от Рурской области).
Вупперта́ль (Wuppertal) — город в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия. Подчинён административному округу Дюссельдорф. Население - 350 000 человек (2015). Через город протекает река Вуппер.
Wuppertal ist mit 352.390 Einwohnern (31. Dezember 2016) die größte Stadt und das Industrie-, Wirtschafts-, Bildungs- und Kulturzentrum des Bergischen Landes. Die „Großstadt im Grünen“ liegt südlich des Ruhrgebiets und ist als siebzehntgrößte Stadt Deutschlands eines der Oberzentren des Landes Nordrhein-Westfalen.
|
|
Рефрижератор Kühlwagen Tnfhs 32 Berlin - для рыбы, но часто использовался для пива. Есть несколько модификаций вагона - бросается в глаза разная геометрия укрепляющих балок.
Смотрю на архивную фоту - и у своих тоже крыши зачерню.
|
|
:
Специальные вагоны и техника:
|
|
Gutezug Gepäckwagen der Bauart PWG (Packwagen für Güterzuge) Pr 14. Очень интересный вагон. Сначала - крытый грузовой вагон начала 20 века, с открытой тормозной площадкой. Потом её закрыли. Потом - часть таких вагонов приспособили
для проживания тормозной бригады. После - закрыли всю тормозную площадку (скошенная часть высокой крыши). В высокой части прорезали окна для наблюдения за составом, и там организовалось рабочее место начальника эшелона. В
1940-х годах укрепили стенку надстроенной части металлической балкой. Поскольку появились более современные вагоны - то эти бригадники стали использовать для перевозки заключённых. После войны их использовали как вагоны срочной доставки
мелких грузов (StückGutWagen). Коричневый окрас приобрели в 1950-х, ранее были зелёными. Работали в СССР и ГДР как бригадные вагоны грузовых поездов (Güterzugbegleitwagen) до конца 1980-х. Многие живы до сих пор.
Вот в таком уже виде - производились в Пруссии по спецификации от 30.06.1914. вплоть до 1926 года. А потом - непрерывно модифицировались. Всего их построено то ли 7200, то ли 9752 единиц. Возможно, второе число учитывает и предшественник - бригадник образца 1897 года?
|
|
Kranzug
Ничего не могу найти пока - судя по маркировке, мой кран - 45-тонник, а в
интернете вся информация по 65-тоннику. Ну, наиболее похож, потому пока оставлю. |
|
|
Смешение эпох и стран железнодорожного транспорта на макете:
|
Вот споров на эту тему вообще не понимаю: нормативный срок службы вагона - 50 лет. Это уже - три эпохи. Многие служат дольше. Лично видел в 2018, как от платформы Витебского вокзала отходил немецкий паровоз!!! Так что они все смешаны и в
реальности. Один из моих любимых вагончиков - немецкий бригадник Pwg Pr 14 - производился с 1913 по 1924, однако служил в России до конца 80-х. А в Германии до сих пор несколько штук в отличном состоянии катаются. Ну да, в
частном владении. Ну и к какой эпохе его отнести? Маркировка буковками размером в треть миллиметра??? Да её можно увидеть только за лупой!
Или любимый у многих моделистов наш М-62? Первый построили в 1961 году, последний - в 2001. Кататься будут, наверно до 2060-х. Сто лет службы!!!
А когда начинают докапываться до неточностей в сигнализации - то я вообще отвечаю: мой макет - полностью соответствует реалиям фантазийного мира Tiberian Wolds, у меня даже вагоны загружены углём
зелёного цвета! Или молча размещаю фотографию реальной сигнализации полустанка "Вагоностроительная" в Калининграде - все задроты тут же умолкают, ибо там - всё не так, как обычно. Может, потому
я так думаю - что в Калининграде/Кенигсберге, где я теперь живу - рассуждения о несоответствии эпох и стран - наводит на мысль о психическом нездоровье собеседника. Короче: персонально Ваш макет должен принести лично Вам радость и эстетическое удовольствие.
Ещё прикол в тему: ПИКО производит два вагончика, типы Halle и Linz - они очень похожи, только тип Linz - это позднейшая модификация Halle. Однако на коробочках Линц относят ко второй эпохе, а Халле - к третьей.
Другой прикол - в одном из наборов вагонов от Roco - вместо Klagenfurt был вложен Ludwigshafen. Сначала я даже расстроился, ибо люблю набирать составы из одинаковых вагонов - как и в реальной жизни. Ну а потом подумал - пусть будет. Let it be. Шоб було. А заодно я матчасть немного подучил.
Короче - не заморачивайтесь, покупайте те элементы подвижного состава, что нравятся лично Вам. |
Так не бывает!!!
|
|
Когда увидел эту модельку на сайте производителя - сразу среагировал: бред, но куплю! Бред - ибо куча анахронизмов: вагон из 50-х: шесть осей, маркировка; лодка - из "нулевых": размер, тип корпуса, подвесные торпеды, а не в аппаратах.
А водомётные движители - на лодках появились лишь в 70-е. Чушь несусветная, короче. Но, поскольку служил на ПЛ - куплю, из ностальгических соображений. А потом - в каталогах трёх других производителей увидел эту же лодку, хотя и на
других платформах. Начал копать информацию, и выяснил, что немцы в 45-м успели наклепать под две сотни диверсионных лодок SeeHund с такими интересными инженерными решениями - которые за пару месяцев успели
потопить с десяток англичан. А потом их интернировали, и они продолжали службу в военном флоте нескольких стран вплоть до 60-х годов. И перевозили их не только на железнодорожных платформах - но даже и на автомобильных. |
|
А это просто несколько фотографий из реальной жизни. Просто чтобы показать: всё, что вы у себя на макете набредите/нафантазируете/напридумываете - вполне может существовать где-то. |
фото |
С чего это началось у меня:
|
Это реально те самые первые вагончики: семиоконник мне подарили в 1976 году, а грузовики Kënigsberg - в 1978. Потом 40 лет было некогда - военная служба, карьера, деньги, воспитание детей, кризисы. Ну а теперь, к пенсии - самое то опять поиграться.
А ещё - в детстве наш дом стоял метрах в 30 от железной дороги - где не было пассажирских (тупиковая ветка к карьеру), но постоянно шли грузовики. И я часто просыпался по ночам от тряски дома. А с другой стороны ветки стояла наша школа -
и с тоски на нудных уроках смотрел в окно на поезда. И сейчас шум поезда меня успокаивает. И, наверно, поэтому и собираю только грузовые вагоны того периода. И, кстати, о смешении периодов: в этом году в балаклавском карьере сегодня работают те же
вагоны, что и в 60-х годах прошлого века.
Ещё из детства запомнил паровозы на газовом ходу: между ходовой частью и котлом были в ряд уложены красные газовые баллоны, штук восемь, наверно, или больше. Но не вижу такого ни в моделях, ни на старых фотографиях - хотя точно помню, что
такое было. А на смену этим паровозам пришли сдвоенные М-62 - и составы сразу увеличились до 60 вагонов. Конечно, считал, неоднократно. И да, начиная с 9 лет - цеплялись на вагоны, и катались, вися на боках. Нет, все живы и здоровы. Одному только из моих одноклассников ногу какую-то отрезало. |
|
На первой фотографии у поворота жд - видна крыша моего дома. Вагоны и в 2018 году - даже не такие же, как в 1968 - а именно те же самые. А вот 4-я фота уже не в России сделана - это я сфотографировал завод в Словакии - и снова те же
самые вагоны из 1940-х годов: это реконструированные Ommu Klagenfurt (DR Omm 44); либо построенные в Чехословакии после войны по образцу Kenigsberg/Klagenfurt новые вагоны сразу с бортами из листовой стали (Omm 39, или Ommu Duisburg) - скорее всего, именно эти вагоны и работают до сих пор. (?проверяю?) Бывает, что на внешне одинаковых вагонах с железными бортами - разная маркировка (Diusburg / Klagenfurt - !!!). Естественно, я говорю об архивных фотах, а не о моделях. Скорее всего - лепили одно и то же из разного)). |
Зачем сделан этот сайт?
|
Свой форум создавать не хочется, не так уж я увлечён моделизмом, чтобы тратить много времени на его администрирование. Посмотрел чужие группы и форумы... И грустно и скучно. Либо разбирательства уровня: "Это неправильно, ибо форма
левого ботинка младшего помощника стрелочника в 1928 году на станции Запердуевка была другая!!". Либо УГ и нищебродство в стиле Eaglemoos или УмБум. И все без исключения завалены спамом других групп/форумов, магазинов, мастерских, и почему-то - турагентств.
Так что - потихоньку изучаю, делаю, и систематизирую результаты. Чисто для себя. А вдруг кому-то мой опыт будет интересен и полезен - буду рад, естественно. Обратной связи на сайте нет, ибо незачем: новичку сказать нечего, а мнение задротов меня не интересует.
Пока только собираю вагончики и "паровозики" - обдуманно, и не торопясь. Не торопясь - ибо один вагончик приличный стоит минимум 1500 - 2500 рублей, а в любой состав их надо несколько одинаковых. И удовольствие от покупки растянуть. И на каждый праздник есть подарок.
Конечно, сдвоенный М-62 за 36000 - для меня перебор. А вот одиночный за 18000 - можно потянуть (это цифровой, со звуком, фирмы ROCO). Обдуманно - то есть, подвижной состав должен соответствовать теме макета. Судя по всему, у меня будут грузовые сортировки и полустанки.
|
Ну и, собственно, спецификация модулей макета и идеи из жизни:
|
Большие макеты делать - долго, хранить негде, да и с окончанием его изготовления становится скучно. Поэтому решил остановиться на модульном варианте, благо есть куда вынести и собрать длинный макет из
нескольких кусков. А короткий - можно и дома покатать. К тому же понятно, что после изготовления уже первого макета - захочется разрушить/выкинуть это убожество, ибо появится опыт.
И после второго - тоже. А маленький - будет не так жалко. К тому же модульность макета позволяет в будущем приглашать друзей с их блоками - устраивать этакие ЖД-конвенции под шашлычок. Главное - чтобы макеты могли стыковаться в единый
путь. Пока думаю над размерами. Наверно, сантиметров 30-40 в ширину, и в длину метр-полтора. Двухпутевой сквозняк по ближнему краю. Ответвления - везде по-разному.
Длина - под прямой флекс (94 см). Начну с концевой, где сделаю стрелочную улицу в 4 полосы для отстоя.
Плоские на стыках: все холмики, туннели, и неровности - начинаются и заканчиваются в пределах одной секции.
Надо подумать над электрическим соединением - простым, надёжным, недефицитным, и незаметным. Что-то типа LPT1 в подмакетнике. |
|
|