ЖД Моделизм в Калининграде

Железнодорожный моделизм в Калининграде - Güterzugbegleitwagen - GüterZugGepäckWagen - PackWagen für Güterzuge Preussisch = PWG Pr, oder - stückGutWagen
Главное правило моделизма: "Это МОЙ макет!!!"

Обо мне:

Железно-дорожный моделизм H0 в Калининграде

Реклама тут - ну, просто,- чтобы занять пустую колонку под меню. Могу поставить рекламу вашего магазина. Платно, разумеется. Или даже лучше бартером - регулярным пополнением моего подвижного состава.
 

Где купить жд модели - локомотивы, вагоны, здания - размера 1/87, здания - в Калининграде или рядом?

1. Магазин ЛАЛ-Авто на Портовой. Только ПИКО, здания, машинки, краски. Только НО. Близко и удобно. Было. Закрылся магазин в 2018.
2. Магазин Modelmania в Гданьске. Много строений, цена - процентов на 30 меньше, чем в Калининграде. Выбор - значительно лучше. Ориентир - Центральный вокзал Гданьска, просто идите в сторону Сопота по аллее Грюнвальдской, с левой стороны увидите. Можно проехать одну станцию на электричке, до "Вржещчь". На картах гугла и яндекса обозначен неверно. У прохожих спрашивайте: "Янтарка". Это торговый центр. А магазин - на втором этаже.
3.Магазин "Семафор" на улице Марата в СПб. ПИКО, РОКО, ... . Все ходовые типоразмеры: H0, N, TT. Можно сделать заказ на нечто экзотическое - обычно привозят через месяц. Ориентиры: ТЮЗ, Витебский вокзал, НПО "Рубин", 2 этаж ТЦ "Планета Нептун". Можно просто от Адмиралтейства прогуляться по Гороховой.
Начинающему - мой совет по жизни: экономя деньги, лучше купить один классный красивый вагончик, чем пять дешёвых.
У фирмы PIKO следует брать вагоны в коробках с маркировкой Expert, это хорошее качество за разумную цену. Фото на заставке - это как раз мой ЧМЭ3 PIKO Expert. А вот Hobby - качество исполнения часто слабовато, со временем начнёт раздражать (смотри фото моих цистерн). Classic - это дорогие модели с высокой степенью деталировки.
У фирмы ROCO нет разбиения по уровню детализации, качество исполнения - не ниже уровня PIKO EXPERT. Хотя бывает по-разному. Мне нравятся обе эти фирмы.

Аналог или цифра? AC/DC?

Стартовый набор цифровой стоит чуть дороже - ибо система управления сложнее. Вагонам, зданиям, рельсам - это вообще совсем безразлично. Локомотив одной модели - цифровой или аналоговый - часто стоит одинаково. Зато переделать аналоговый локомотив в цифровой - уже обойдётся в 100-150 баксов.
А по сути: когда подаёшь питание на рельсы аналогового набора - все локомотивы сразу начинают ехать в одну сторону с одинаковой скоростью; пропорционально изменению напряжения на рельсах меняется их скорость и яркость освещения всех элементов макета. В цифровом же исполнении - каждый локомотив управляется персонально, издалека, с инфракрасного пульта, или с компьютера; яркость освещения макета неизменна (если запитывается из одного источника, и не имеет отдельной системы управления).

Конверсия подвижного состава:

Собственно, конверсией стоит заниматься только в случае покупки дешёвых моделек (как в случае с моими цистернами) - для придания им более приличного вида - а ещё меня раздражала реклама нефтяных магнатов на моих вагонах, купленных за полную цену. Конверсия закончится изготовлением декалей и нанесением их на цистерны - то есть, надписи будут на русском - тем самым изменится и назначение, и локализация состава. Пожалуй, впредь такого не будет - это первая и последняя моя конверсия вагонов - ибо дошло до меня, что лучше заплатить чуть больше, и сразу получить хорошее качество. Хотя... свет в бригадник, зачернить крыши крытых вагонов, испачкать внутренности открытых платформ... Но это скорее - лёгкое состаривание и придание жизненности, а не переделка.
Конверсия - это когда вы покупаете немецкий BR130 Ludmila, а вагончики у вас русские - смываете немецкую маркировку, и наносите русскую (советскую или российскую) - и вот на вашей дороге уже не немец, а православный ТЭ109. Технически и чисто внешне - разницы никакой.
Немецкие BR120 «Taigatrommel» и BR130 «Ludmilla» — это на самом деле советские М62 и ТЭ109, локализованные для ReichsBahn.
Конверсия - это когда у меня в одном составе немецкий красный BR218, и австрийский красный кран на платформе. Ну не хочу я ставить жёлтый немецкий однотипный. По идее, я должен заморочиться приведением маркировки в однотипную - либо BR либо ÖBB. Так вот, моя легенда: немецкая жд взяла в аренду австрийский кран. Точка. И пусть стоят рядом - меня не раздражает. Если не брать в руки лупу - то и не увидеть несоответствие.
И, конечно, конверсия необходима в случае явной игрушечности покупки - это относится к зданиям и сооружениям (как с моим депо) - нанесения на стены копоти, ржавчины, царапин; разделение строений на помещения и освещение их.
А ещё - когда на макете одна лампа освещает в здании все окна на всех этажах - выглядит это реально убого. Для разделения зданий на этажи и помещения использую старые банковские карты. Ну а в депо просто установил 6 потолочных светильников. На фото внизу будет видно.
Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета
Конверсия тепловоза ЧМЭ3 для макета Конверсия тепловоза ЧМЭ3 для макета

Конверсия зданий:

Конверсия железнодорожных вагонов для макета
 

Scratch building / Постройка из отходов

Считается разновидностью конверсии - когда из одного делают другое. Это нищебродство, возведённое в степень искусства: модель строится не из купленных деталей, а из совсем неподходящего материала: глины, бумаги. дерева. Или покупается игрушечный вагончик за 100 рублей, и допиливается напильником под размер макета. А ещё в него впихивается электромоторчик из сломанного привода компакт-дисков - и это чудо начинает реально кататься по макету. Паяльником и пластилином доводится до почти узнаваемого вида. Кисточкой красится в цвета местного депо. Фломастером пишется название станции, ну или наклеиваются буквы, вырезанные из газеты.
Оправданно в трёх ситуациях: 1) когда этим занимается мастер (несостоявшийся ювелир или зубной техник) - но такие ребята не развлекаются, а делают модели на продажу, часто - по заказу. так что это - уже ну совсем не хобби; 2) когда у тебя куча времени, и совсем нет ни денег, ни инструмента - например, если ты сидишь в одиночке, причем надолго - и надо себя чем-то занять; 3) когда тебе нужно что-то, чего нет в продаже - но оно существует в твоей памяти (или в фантазии).
Каюсь, грешен. У меня в багаже: цистерна из пузырька для лекарств; действующий локомотив из дешёвой китайской стендовой игрушки; платформа с неведомой WunderWaffe, сделанной из короба для витой пары и сигнальной ракеты. Не собирался в тот момент даже рубль потратить, а хотелось занять чем-то время, мысли, и руки. Да, помогло. Возможно, даже повторю, и сфотаю "для здесь". Как раз освободился флакон от пластинок глюкометра.

Очень крутой Scratch building - полностью виден тут (www.rbd-breslau.de)

Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета
Человек просто разломал две типовые модели ПИКО, взял чертёж, кучу пластмассы и спичек (вся надстройка под BremseHaus реально сделана из древесины), и сваял нечто непроизводимое ПИКО. Хотя мог бы купить готовую модель другого производителя: FLEISCHMANN H0 590111, например. Вот захотелось ему.

Стендовый моделизм

Достойно уважения, когда это увлечение не смешивают с покатушками. Смысл в том, что изготавливается своими ручками (или покупается за бешеные бабки) модель, точно воспроизводящая конкретную технику. Не тип, а конкретный прототип, существующий в жизни. Со всеми регистрационными отметинами, модификациями, и механическими повреждениями. Иногда вместе со средой обитания (диорама). Ставится под стеклянный колпак для любования и хвастовства. Ну, без иронии - тут реально есть чем похвалиться.
Не только транспорт или иная техника - это может быть точная копия подворья Вашей бабушки в деревне - со всеми тропинками, грядками, мусорками, котами и собаками. Требует такого искусства в исполнении - что тоже является работой, после первого же чуть приличного макета появятся заказчики - не только коллекционеры, но и дизайнеры интерьера. В ином случае - не стоит упоминания.
Образец: исторический макет "Петровская акватория". А вот макет "Гранд-Россия" - никакого отношения к стендам не имеет, ибо достоверность конкретных станций и мест там сведена к нулю (о чём честно предупреждают таблички по периметру макета), и цель макета совсем другая - организация работы подвижного состава железной дороги, всё остальное - второстепенно, хотя некоторые участки выполнены на высоком художественном уровне. Лично мне сильно понравился лес с мухоморами, грядка с капустой, крушение паровоза, и промзона с ЧМЭ3ами.

Мой подвижной состав, и его прототипы (в порядке приобретения):

У каждого вида транспорта есть звёздный час, период максимального развития: у парусников это - чайные клипера, конец 19 века; у подводных лодок - 70-80 годы прошлого века, у винтовых самолётов, как и у поездов, по моему мнению: IV эпоха, 1950-1980. После - никаких принципиально новых инженерных решений, только укрупнение и коммерциализация. К тому же на макете лучше смотрится десяток маленьких вагончиков, нежели два огромных. Но это я для себя так решил, а Вы - как хотите. Хобби должно приносить удовольствие. А точного соответствия стандартам - на работе добивайтесь.
Для меня самая интересная часть игры "в вагончики" - установление соответствия реальному прототипу, и выяснение его истории.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Ci-28-PIKO-1976 - Пассажирский семиоконник ПИКОПассажирский вагон DonnerBusche Ci-28 постройки 1928-29 годов. Было много похожих, но именно эта серия, с открытой площадкой - стала самой массовой - построено 1744 единиц. В период моего макета не вписывается вообще никак - но у меня именно с этого вагона всё началось в 1976 году. И да, он цел, жив, и выглядит как новый. Эту модель производства ПИКО часто называют "семиоконник".
Вообще-то у меня изначально было два таких вагона, но в 1977 году я научился пользоваться паяльником - и модифицировал один вагон, чтобы внутри свет горел. От встроенной лампочки поплавилась крыша, поэтому я стал его использовать как мишень для воздушки - цеплял последним к составу, и пытался сбить его с пути. На ходу, естественно.
 

Offene Güterwagen für 15 t Ladegewicht, Gattungszeichen O:

Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью до 15 тонн, класс O:

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0 Halle, начало серии - в 1911 году. [O 10, O 29]
Такая же серия пошла в 1913 году с железными бортами - они уже назывались Nürnberg, [O 11, O 31].
В 1928 году пустили вторую серию Halle. [O 20, O 29]. То есть, в DR маркировка разных серий - одинакова, потому я и сфотал два вагона разных зон: на DB видим О(ткрытый/ffene)10 - значит, всё же серия 1911 года. Или ошибка маркировки, ибо Halle серии 1911 года - ну никак не может быть с литыми колёсами..
Иногда путают с платформой Linz, грузоподъёмностью более 20 тонн серии 1939 года, чуть длиннее. У меня пока нет. Хочу.

Offene Güterwagen für 20 t Ladegewicht, Gattungszeichen Om:

Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью до 20 тонн, класс Om:

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0В 1977 году подарили мне три таких вагона производства PIKO. Живы. Докупаю потихоньку - производства Roco.
Тип - Om 21 Kënigsberg. Послевоенная маркировка - Omu. Также: Om 21 Om 41.Очень похожи на них, и потому часто путаются моделистами - Klagenfurt, Lüdwigshafen, Breslau, Essen - все 20-тонники.
В серию пошёл в 1927 году. Самый массовый грузовой вагон всех времён и стран - таких построено более 100 000.
Модернизированные в 1950-х годах заменой деревянной обшивки на стальные листы - называются Duisburg(?проверяю?), и трудятся до сих пор. Да, лично видел, и даже сфотал - есть ниже.
Kënigsberg - это столица Пруссии, которую мы отжали у Германии, и поделили с Польшей и Литвой. Да, Калининград. Приезжайте в гости.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Breslau/Essen.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Ludwigshafen.

Offene Güterwagen für mehr als 20 t Ladegewicht, Gattungs-zeichen Omm:

Открытые грузовые вагоны грузоподъёмностью более 20 тонн, класс Omm:


Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Ommu Klagenfurt. 26,5 тонн. Kriegsbauart: военная постройка, в серию пошёл в 1942. Также: Omm 34 Omm 44
Klagenfurt am Wörthersee — город на юге Австрии, административный центр федеральной земли Каринтия. 97 827 человек.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Viehverschlagwagen - крытый двухуровневый вагон для перевозки скота V Hamburg. В нашей стране получил узнаваемость при доставке немецких военнопленных.
Hamburg - портовый город на севере Германии, второй по величине после Берлина (1 800 000 человек).

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Niederbordwagen или RungenWagen, тип R Stuttgart
Было несколько серий, ориентируемся по маркировке:
R [R(o) 10 R 61, Ro 63] - 15 тонн, в серию пошёл в 1913 году.
R(r) [R(r) 20 R(r) 61] - 15 тонн, 1926 год.
R(r) [R(r) 30 R(r) 61] - 15 тонн, 1934 год. Переварен.
Rs, ab 1943: Rm(r)s [Rm(r)s 31 Rm(r)s 61]- 15 тонн, после 1943 - 20 тонн, в серию пошёл в1938.
Rmms [Rmms 33, Rmms 62] - 24,5 тонны, Kriegsbauart, 1942 год. Назывался уже не Stuttgart, а Ulm

Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета30 m3 Leichtbau Kesselwagen – Einheitsbauart "Uerdingen" . Специально разработанный для экономии материалов во время войны проект бензиновой цистерны облегчённой конструкции объёмом 30 кубометров. Строились 1941-1943, активно служили до конца 1970-х.
Интересное фото оригинала: у вагона есть тормозная будка bremse-haus, хотя для поездов в 1940х годах уже использовался воздушный тормоз; маркировка вагона русская (60 км/час); а сзади явно немецкий дом с покосившейся крышей (Калининградская область?); и фотография очевидно сделана недавно на цифровую мыльницу.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0 Klappdeckelwagen K25 Wuppertal - для перевозки сыпучих материалов, чувствительных к сырости (цемент, гипс, известь, калийная соль и зерно). Работали в ГДР до 1986 года по назначению, а после - как вокзальные помойки для металлических отходов у мастерских и депо. Более древние варианты - Elberfeld.
Назван по имени города в земле Северный Рейн-Вестфалия (к югу от Рурской области).
Вупперта́ль (Wuppertal) — город в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия. Подчинён административному округу Дюссельдорф. Население - 350 000 человек (2015). Через город протекает река Вуппер. Wuppertal ist mit 352.390 Einwohnern (31. Dezember 2016) die größte Stadt und das Industrie-, Wirtschafts-, Bildungs- und Kulturzentrum des Bergischen Landes. Die „Großstadt im Grünen“ liegt südlich des Ruhrgebiets und ist als siebzehntgrößte Stadt Deutschlands eines der Oberzentren des Landes Nordrhein-Westfalen.

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0 Рефрижератор Kühlwagen Tnfhs 32 Berlin - для рыбы, но часто использовался для пива. Есть несколько модификаций вагона - бросается в глаза разная геометрия укрепляющих балок.
Смотрю на архивную фоту - и у своих тоже крыши зачерню.
 

:

Специальные вагоны и техника:


Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0 Gutezug Gepäckwagen der Bauart PWG (Packwagen für Güterzuge) Pr 14. Очень интересный вагон. Сначала - крытый грузовой вагон начала 20 века, с открытой тормозной площадкой. Потом её закрыли. Потом - часть таких вагонов приспособили для проживания тормозной бригады. После - закрыли всю тормозную площадку (скошенная часть высокой крыши). В высокой части прорезали окна для наблюдения за составом, и там организовалось рабочее место начальника эшелона. В 1940-х годах укрепили стенку надстроенной части металлической балкой. Поскольку появились более современные вагоны - то эти бригадники стали использовать для перевозки заключённых. После войны их использовали как вагоны срочной доставки мелких грузов (StückGutWagen). Коричневый окрас приобрели в 1950-х, ранее были зелёными. Работали в СССР и ГДР как бригадные вагоны грузовых поездов (Güterzugbegleitwagen) до конца 1980-х. Многие живы до сих пор.
Вот в таком уже виде - производились в Пруссии по спецификации от 30.06.1914. вплоть до 1926 года. А потом - непрерывно модифицировались. Всего их построено то ли 7200, то ли 9752 единиц. Возможно, второе число учитывает и предшественник - бригадник образца 1897 года?

Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Прототипы железнодорожных вагонов для макета H0Kranzug Ничего не могу найти пока - судя по маркировке, мой кран - 45-тонник, а в интернете вся информация по 65-тоннику. Ну, наиболее похож, потому пока оставлю.

 

Смешение эпох и стран железнодорожного транспорта на макете:

Вот споров на эту тему вообще не понимаю: нормативный срок службы вагона - 50 лет. Это уже - три эпохи. Многие служат дольше. Лично видел в 2018, как от платформы Витебского вокзала отходил немецкий паровоз!!! Так что они все смешаны и в реальности. Один из моих любимых вагончиков - немецкий бригадник  Pwg Pr 14 - производился с 1913 по 1924, однако служил в России до конца 80-х. А в Германии до сих пор несколько штук в отличном состоянии катаются. Ну да, в частном владении. Ну и к какой эпохе его отнести? Маркировка буковками размером в треть миллиметра??? Да её можно увидеть только за лупой!
Или любимый у многих моделистов наш М-62? Первый построили в 1961 году, последний - в 2001. Кататься будут, наверно до 2060-х. Сто лет службы!!!
А когда начинают докапываться до неточностей в сигнализации - то я вообще отвечаю: мой макет - полностью соответствует реалиям фантазийного мира Tiberian Wolds, у меня даже вагоны загружены углём зелёного цвета! Или молча размещаю фотографию реальной сигнализации полустанка "Вагоностроительная" в Калининграде - все задроты тут же умолкают, ибо там - всё не так, как обычно. Может, потому я так думаю - что в Калининграде/Кенигсберге, где я теперь живу - рассуждения о несоответствии эпох и стран - наводит на мысль о психическом нездоровье собеседника. Короче: персонально Ваш макет должен принести лично Вам радость и эстетическое удовольствие.
Ещё прикол в тему: ПИКО производит два вагончика, типы Halle и Linz - они очень похожи, только тип Linz - это позднейшая модификация Halle. Однако на коробочках Линц относят ко второй эпохе, а Халле - к третьей.
Другой прикол - в одном из наборов вагонов от Roco - вместо Klagenfurt был вложен Ludwigshafen. Сначала я даже расстроился, ибо люблю набирать составы из одинаковых вагонов - как и в реальной жизни. Ну а потом подумал - пусть будет. Let it be. Шоб було. А заодно я матчасть немного подучил.
Короче - не заморачивайтесь, покупайте те элементы подвижного состава, что нравятся лично Вам.

Так не бывает!!!

Когда увидел эту модельку на сайте производителя - сразу среагировал: бред, но куплю! Бред - ибо куча анахронизмов: вагон из 50-х: шесть осей, маркировка; лодка - из "нулевых": размер, тип корпуса, подвесные торпеды, а не в аппаратах. А водомётные движители - на лодках появились лишь в 70-е. Чушь несусветная, короче. Но, поскольку служил на ПЛ - куплю, из ностальгических соображений. А потом - в каталогах трёх других производителей увидел эту же лодку, хотя и на других платформах. Начал копать информацию, и выяснил, что немцы в 45-м успели наклепать под две сотни диверсионных лодок SeeHund с такими интересными инженерными решениями - которые за пару месяцев успели потопить с десяток англичан. А потом их интернировали, и они продолжали службу в военном флоте нескольких стран вплоть до 60-х годов. И перевозили их не только на железнодорожных платформах - но даже и на автомобильных.
Подводная диверсионная лодка SeeHund Подводная диверсионная лодка SeeHund Подводная диверсионная лодка SeeHund Подводная диверсионная лодка SeeHund
А это просто несколько фотографий из реальной жизни. Просто чтобы показать: всё, что вы у себя на макете набредите/нафантазируете/напридумываете - вполне может существовать где-то.
фото

С чего это началось у меня:

Это реально те самые первые вагончики: семиоконник мне подарили в 1976 году, а грузовики Kënigsberg - в 1978. Потом 40 лет было некогда - военная служба, карьера, деньги, воспитание детей, кризисы. Ну а теперь, к пенсии - самое то опять поиграться.Ci-28-PIKO-1976 - Пассажирский семиоконник ПИКОПрототипы железнодорожных вагонов для макета H0
А ещё - в детстве наш дом стоял метрах в 30 от железной дороги - где не было пассажирских (тупиковая ветка к карьеру), но постоянно шли грузовики. И я часто просыпался по ночам от тряски дома. А с другой стороны ветки стояла наша школа - и с тоски на нудных уроках смотрел в окно на поезда. И сейчас шум поезда меня успокаивает. И, наверно, поэтому и собираю только грузовые вагоны того периода. И, кстати, о смешении периодов: в этом году в балаклавском карьере сегодня работают те же вагоны, что и в 60-х годах прошлого века.
Ещё из детства запомнил паровозы на газовом ходу: между ходовой частью и котлом были в ряд уложены красные газовые баллоны, штук восемь, наверно, или больше. Но не вижу такого ни в моделях, ни на старых фотографиях - хотя точно помню, что такое было. А на смену этим паровозам пришли сдвоенные М-62 - и составы сразу увеличились до 60 вагонов. Конечно, считал, неоднократно. И да, начиная с 9 лет - цеплялись на вагоны, и катались, вися на боках. Нет, все живы и здоровы. Одному только из моих одноклассников ногу какую-то отрезало.
Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета Конверсия железнодорожных вагонов для макета
На первой фотографии у поворота жд - видна крыша моего дома. Вагоны и в 2018 году - даже не такие же, как в 1968 - а именно те же самые. А вот 4-я фота уже не в России сделана - это я сфотографировал завод в Словакии - и снова те же самые вагоны из 1940-х годов: это реконструированные Ommu Klagenfurt (DR Omm 44); либо построенные в Чехословакии после войны по образцу Kenigsberg/Klagenfurt новые вагоны сразу с бортами из листовой стали (Omm 39, или Ommu Duisburg) - скорее всего, именно эти вагоны и работают до сих пор. (?проверяю?) Бывает, что на внешне одинаковых вагонах с железными бортами - разная маркировка (Diusburg / Klagenfurt - !!!). Естественно, я говорю об архивных фотах, а не о моделях. Скорее всего - лепили одно и то же из разного)).

Зачем сделан этот сайт?

Свой форум создавать не хочется, не так уж я увлечён моделизмом, чтобы тратить много времени на его администрирование. Посмотрел чужие группы и форумы... И грустно и скучно. Либо разбирательства уровня: "Это неправильно, ибо форма левого ботинка младшего помощника стрелочника в 1928 году на станции Запердуевка была другая!!". Либо УГ и нищебродство в стиле Eaglemoos или УмБум. И все без исключения завалены спамом других групп/форумов, магазинов, мастерских, и почему-то - турагентств.
Так что - потихоньку изучаю, делаю, и систематизирую результаты. Чисто для себя. А вдруг кому-то мой опыт будет интересен и полезен - буду рад, естественно. Обратной связи на сайте нет, ибо незачем: новичку сказать нечего, а мнение задротов меня не интересует.
Пока только собираю вагончики и "паровозики" - обдуманно, и не торопясь. Не торопясь - ибо один вагончик приличный стоит минимум 1500 - 2500 рублей, а в любой состав их надо несколько одинаковых. И удовольствие от покупки растянуть. И на каждый праздник есть подарок.
Конечно, сдвоенный М-62 за 36000 - для меня перебор. А вот одиночный за 18000 - можно потянуть (это цифровой, со звуком, фирмы ROCO). Обдуманно - то есть, подвижной состав должен соответствовать теме макета. Судя по всему, у меня будут грузовые сортировки и полустанки.

Ну и, собственно, спецификация модулей макета и идеи из жизни:

Большие макеты делать - долго, хранить негде, да и с окончанием его изготовления становится скучно. Поэтому решил остановиться на модульном варианте, благо есть куда вынести и собрать длинный макет из нескольких кусков. А короткий - можно и дома покатать. К тому же понятно, что после изготовления уже первого макета - захочется разрушить/выкинуть это убожество, ибо появится опыт. И после второго - тоже. А маленький - будет не так жалко. К тому же модульность макета позволяет в будущем приглашать друзей с их блоками - устраивать этакие ЖД-конвенции под шашлычок. Главное - чтобы макеты могли стыковаться в единый путь.

Пока думаю над размерами. Наверно, сантиметров 30-40 в ширину, и в длину метр-полтора. Двухпутевой сквозняк по ближнему краю. Ответвления - везде по-разному.
Длина - под прямой флекс (94 см). Начну с концевой, где сделаю стрелочную улицу в 4 полосы для отстоя.
Плоские на стыках: все холмики, туннели, и неровности - начинаются и заканчиваются в пределах одной секции.
Надо подумать над электрическим соединением - простым, надёжным, недефицитным, и незаметным. Что-то типа LPT1 в подмакетнике.